Андрей ЕРМОШИН
Древние китайцы называли это “ци”, индусы — “прана”, Фрейд обозначал как “либидо”, экстрасенсы именуют “биоэнергией”. Эта таинственная субстанция концентрируется в животе, когда человек испытывает страх, свинцовой тяжестью оседает в руках, едва нахлынет озлобленность; при беспокойстве наполняет голову настолько, что хоть увязывай ее полотенцем. Стоит заволноваться, как эта невидимая сила, которую можно назвать субстанцией “тепло — тяжесть”, заставляет человека “заворачиваться” (при горе) и “разворачиваться” (при радости). Не потому ли говорят, что беспокойство — головное, тревога — сердечная, а страх — животный?
Столь мощный прорыв в самую суть темы не имеет ничего общего со стремлением покрасоваться собственными филологическими находками. Мы лишь хотим доказать, что причину многих заболеваний следует искать в психологическом состоянии человека, которое невозможно откорректировать с помощью медикаментов. Да и зачем насиловать организм пилюлями, когда есть более достойный способ — научиться в привычных образах формулировать свою проблему и таким образом обнаружить логово болезни, причину ее возникновения.
Скопления ощущений осознаются как вещи в теле сознания. Тревога, мешающая предаться сладкому сну, оккупирует лоб и подобна густой темной массе. Ответственность ложится на плечи свинцовыми погонами, отчего начинают болеть спина и шея и давление повышается до предынсультного состояния. Раздражение стальными блестящими шарами распирает виски, вызывая боль в суставах. Обида серыми комками оседает в зоне молочных желез, а ревность, словно черная воронка, поглощает все новые силы. Соседство таких вещей психического тела с органами физического вредно для последних. Вот и получается, что переживание обиды и рак молочных желез, страх и язва желудка, скорбь и заболевания сердца, командирские замашки и склонность к инсульту — звенья одной цепи.
Тип сложения тела определяет, в каком именно месте имеют обыкновение обитать проблемные ощущения. У “квадратных и лохматых”, одержимых стремлением тотального контроля над ситуацией, любящих взвалить на себя побольше ответственности, даже когда их об этом не просят, отрицательные заряды концентрируются в затылке. “Тощие и вытянутые” отдают свой лоб под беспокойства, на спину себе дают взвалить “мешки” дел, которые, вообще-то, должны были бы исполнять другие, отчего зачастую даже сгибаются характерным образом. “Круглые и лысые” тяжелее всего справляются с одиночеством: при расставании с близким человеком их сердце готово разорваться на части, они же много переживают от чувства обиды. “Треугольным и с залысинами” трудно в практической жизни, порой им бывает страшно — это значит, бедствует их живот.
Отнюдь не сразу мелкое семя превращается в громадную редьку с кустистой ядовито-зеленой листвой. “Болезни не вдруг делаются неизлечимыми, но, получив недоброе начало от нерадения, переходят в безмерное повреждение, — проповедовал святой Ефрем Сирин. — И страсти в душе возникают от малой причины, но если не бывают истребляемы, производят безмерное расстройство в душе”. Заблуждается тот, кто думает, что тело живет своей жизнью, независимой от наших мыслей, настроения, переживаний Сознание телесно, каждая часть тела — это часть сознания.
Полный комфорт в ощущениях случается не так уж часто. Более того, залежи переживаний, вызывающих дискомфортные ощущения, порой не оставляют на теле свободного пространства. Способов обращения с камнями и комками множество, но не все они равноценны. Наиболее распространенный и легкий — “хирургическое” вмешательство. Иными словами, это действие по принципу, изложенному в известной поговорке: “Лучшее средство от головной боли — гильотина” Знаменитые филиппинские операции основаны именно на применении хирургического подхода к психическим явлениям — удалении материализовавшихся чувств, мыслей, побуждений. Тот же самый принцип движет поступками суицидальных больных. Человек пытается убить не себя, а докучающую ему своей независимостью часть тела. В нее, ставшую невыносимой, самоубийца направляет пулю. Ее отделяет веревкой от остального тела. Усыпляет то, что никак не хотело спать. Впрочем, это лишь наша гипотеза. А ведь и у этого человека, пока он не сделал рокового шага есть масса других возможностей изменить свое состояние!
Многие относятся к своим ощущениям пренебрежительно. Или агрессивно. “Нанеси ответный удар!” Можно ли себе представить более недальновидную политику? Будто бы дело в ощущениях как таковых, а не в том, что их вызывает. Водка, транквилизаторы, как и любой другой путь бегства от реальности, приводят только к хроническим страданиям, распространению их на окружающих. Тепло возвращается в руки, но момент его пребывания все более краток. Камни в груди становятся все прочнее. Клубки во лбу — все спутанное.
Помощь профессионального психотерапевта наиболее эффективна, однако многое в своем состоянии человек может изменить и сам. Человеку дано выбирать, с какими ощущениями ему жить. Важно установить внутреннюю обратную связь между сознанием и ощущениями, обратить на них внимание, “послушать” их, тогда появится шанс что-то изменить в системе. Сердечные больные, которые видели на мониторе свою кардиограмму, находили способ так вести себя, так направлять свои мысли, что выздоравливали гораздо быстрее обычного, хотя читать закорючки импульсов их никто не учил. Самоосознание “телесных сенсаций” — самый короткий путь к настройке организма.
Практически все эмоциональные состояния обратимы. Попросту говоря, нужно успокоиться, восстановить силы. Тем успешнее будет предприятие, чем раньше мы зададимся вопросом: не пора ли сменить гнев на милость, обиду на прощение? Не настала ли пора отнестись к себе и окружающему творчески, найти новый способ решения проблем?
Содержание нашей жизни можно пытаться измерять деньгами, вернее, их количеством, наличием престижного авто или еще чем-либо внешним. А ведь главным остается то, что мы испытываем, какие ощущения носим в своем теле.
“Медведь”, 96• №18
В начало страницы
На главную
Записаться на семинар
|