Андрей ЕРМОШИН
Один умный человек как-то сказал: “С молодых лет все люди имеют право на правдивую и без изъятий информацию о влиянии алкоголя на здоровье, семью и общество”. А поддержала его в этом целая конференция. В декабре 95-го к такому мнению пришли собравшиеся в Париже члены Всемирной организации здравоохранения. И хорошо, что пришли, а то люди, не зная о своем праве, приучились получать информацию самостоятельно, экспериментируя на собственных организмах.
Расскажу вам такой случай. Знакомый моих знакомых решил как-то поразвеяться. Прикатил к старому другу на дачу. Ну, думает, здесь можно отдохнуть: народ знакомый, проверенный, неожиданностей не будет. И что вы думаете? Сидят. Одна бутылочка, другая. Вдруг сын хозяина дачи, интеллигентный мальчик, всегда тихий такой, озаботился и все норовит с землей слиться, достичь уровня “ниже травы”. Так на четвереньках и скрылся в кустах. Поотсутствовал, выползает — а на носу у него очки. Папаша зашелся в восторге. “Надо же, — кричит, по ляжкам хлопает себя, суетится, — счастье-то какое!” “Вот, — подумал было мой знакомый, — сыну как обрадовался, чувствует потребность в родимой кровинушке, а то все твердил: "С глаз бы его долой"”. Но, оказалось, он был не прав. “Очки, очки, — ликовал гостеприимный хозяин дачи. — Очки нашлись! Их же Веничка Ерофеев потерял. Так горевал, помню, бедолага”. Потом уже я додумался, что обнаружить Веничкины очечки мог только человек, пребывавший в сходном с его состоянии. А парнишка ведь в школу только-только отходил. С младых ногтей, значит, пристрастился к зеленому змию.
Но алкоголик ли он? Тут на помощь следовало бы призвать медицинский консилиум. В данном случае обошлось без него: через какое-то время парень сам решил, что алкоголь порождает проблемы, и это достаточное основание для того, чтобы изменить свой образ жизни.
Можно, конечно, предположить, что с того самого момента, как люди научились из ароматного винограда получать веселящий напиток, они задумались и над тем, в чем, собственно, суть употребления этого напитка. Истина в нем, да? Или вино дает разрядку? А как же тогда быть с хрестоматийным образом ущербных детей, появившихся на свет от пьющих родителей? Наша современная мораль напоминает сундучок с двойным дном: “Пить понемногу — хорошо, напиваться — плохо”. Невинно вино, а проклято пьянство. Да уж чего только не придумают для оправдания своих пороков! Постепенно моральная концепция сменилась медицинской. Население продолжало и радость, и горе встречать с чаркой в руках. Медики тем временем принялись искать полезную или по крайней мере безопасную дозу. Как будто причина пьянства не в вине, а в его количестве. Теперь представьте себе, насколько прочна наша зависимость: мало есть семей, которые не пострадали бы от алкогольного удара, но пьянящий напиток, сделанный на основе злаков, винограда, риса, плодов, ягод или овощей, восславляется как лучший друг человека (ох и постарался ты здесь, Омар Хайям!).
Хоть и не был я свидетелем той дачной истории, но лично меня она сподвигла на многое. “Отчего, — задался я вопросом, — только русский мужик прозябает в беспробудном пьянстве? Как там с этим делом у наследников средиземноморской цивилизации?” А заинтересовавшись, выучил итальянский язык и отправился в солнечную страну, о которой в перерывах между съездами так любил сочинять сказки товарищ Горький. И вот, груженный нектаром собранных знаний, спешу поделиться увиденным с тобой, любознательный читатель.
Еще в 1979 году итальянцы решили, что отныне к проблеме алкоголизма следует подходить с другой стороны — экологической. Такая вот диковина. Подход этот утверждает чудовищные для нашего менталитета вещи: любое употребление алкоголя является поведением риска, безопасной дозы не существует, алкоголизм — это совсем даже не болезнь, но образ жизни, порождающий проблемы. Главное отличие этого подхода от предыдущих в том, что граница между алкоголиком и неалкоголиком настолько эфемерна, что вряд ли стоит даже упоминать о ней. Градация, конечно, есть: эпизодическое пьянство, проблемное или катастрофическое. Понятно, это не одно и то же. Но никто не застрахован от того, что не пройдет по всем этапам, и никто не способен определить, когда именно один этап сменится другим.
Так уж сложилось: мы, как и итальянцы, выбираем не ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ, а СО СКОЛЬКИХ ЛЕТ ПИТЬ. Подозреваю, что всем нам было бы не худо определить стадию собственного экспериментирования с алкоголем. Тест называется CAGE — по заглавным буквам вопросов, его составляющих:
1. Cut down (уменьшить). Вы думали недавно о необходимости снизить потребление алкоголя?
2. Annoyed (надоело). Вам надоело выслушивать от окружающих замечания, касающиеся употребления вами алкоголя, и их советы сократить или бросить питие?
3. Guilty (чувство вины). Вам когда-нибудь приходилось испытывать чувство вины из-за выпивки?
4. Eye-opener (пробудитель). Вам приходилось выпивать с раннего утра, чтобы оживить себя и начать повседневную работу?
Человек средних лет, ответивший утвердительно хотя бы на два вопроса, очевидно, уже пошел на многое ради познания истины в вине. Молодому достаточно ответить положительно всего лишь на один вопрос, чтобы его признали заслуженным экспериментатором. Настораживает, не правда ли? Если да, тогда решайтесь. А уж коль решились, лучше всего вступить в так называемый семейный клуб. Именно там практикуется экологический подход, суть которого в том, что алкоголизм понимается как проблема всей семьи. Вполне логично, ведь активно или пассивно в алкогольном укладе жизни участвуют все родные и близкие, тем самым создавая единую экосистему. Начать изменения может любой из ее участников. Пусть пьющий муж продолжает алкогольные упражнения — осмысливать свое поведение начинает непьющая жена. Парадоксальным образом это приводит к прекращению мужниного пьянства. Разумеется, быстрота эффекта не сравнится с той, что бывает при кодировании, зато устойчивость заведомо выше, а качество — тем более. В экологических клубах стремятся достичь такого состояния, когда человеку, прошедшему все испытания, станет ясно, что потребление алкоголя порождает проблемы. В этом случае, естественно, формируется совсем другая позиция — спокойствие опытного человека. Если алкогольный опыт хорошо осмыслен, а голова свободна от мучительного выбора — позволить себе слабоалкогольный коктейль через год или через пять, — появляется возможность думать совершенно о другом, в частности о том, как сегодня справиться с проблемой, решение которой откладывалось годами: как бросить пить?
Есть люди, которые высказываются весьма категорично: “Алкоголизм начинается тогда, когда возникает первая положительная мысль о спиртном”. Их позиция в отношении красиво упакованных ядов недвусмысленна: нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах. В семейных клубах подход более демократичный: “Дело выбора каждого — прекратить пить сейчас или завтра”. В одном сходятся все: мы живем не только в определенной политической, экологической и культурной ситуации, но и в ситуации алкогольной. Посмотрите, какое вокруг изобилие напитков. Пьют врачи и инженеры, миллионеры и милиционеры, крутые герои любимых фильмов и топ-модели. Одни — с достойной лучшего применения настойчивостью, другие — изредка, для сугрева души или тела. А я желаю всем здоровья и понимания простой истины: алкоголь есть токсическое и наркотическое вещество — вступая с ним в контакт, человек рискует.
“Медведь”, 6-7/21 1997
В начало страницы
На главную
Записаться на семинар
|